Изменения в жилищном законодательстве и новый закон о жкх. Новые федеральные законы в сфере ЖКХ Как повышение ставки отразится на инфляции

  • 10.10.2022

Изменения в жилищном законодательстве последних лет направлены на увеличение степени участия собственников и квартиросъемщиков в содержании не только принадлежащего им помещения, но и общедомового имущества и территории. О том, какие именно нормы претерпели изменения, рассказано в предложенном материале.

Каковы наиболее значимые недавние изменения в жилищном законодательстве

Говоря о недавних изменениях жилищного законодательства, стоит отметить наиболее значимые из них. Например:

  1. С 01.01.2017 изменен порядок расчета оплаты содержания жилых помещений. Теперь в ее состав вошла стоимость отдельных коммунальных ресурсов, затрачиваемых на оплату общедомового имущества (далее — ОДИ) (закон от 29.06.2015 № 176-ФЗ).
  2. Введены единые требования к определению размера платы за наем жилого помещения по договору соцнайма или найма помещений государственного или муниципального фонда (приказ Минстроя России от 27.09.2016 № 668/пр). Новая формула основывается на качестве социально-экономической обстановки в регионе.
  3. В Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, внесены изменения, касающиеся газоснабжения (в отношении заключения договоров, обслуживания оборудования и др.).
  4. Введена обязанность размещать всю информацию об услугах и лицевых счетах потребителей в Главной информационной системе ЖКХ, административная ответственность и гражданско-правовые последствия за неразмещение.

Новое в жилищном законодательстве: оплата ресурсов на обслуживание общедомового имущества

Одна из самых нашумевших новинок 2017 года — изменение размера оплаты коммунальных платежей в связи с принятием новых региональных нормативов для расчета стоимости ресурсов, затрачиваемых на содержание ОДИ (собственно понятие коммунальных ресурсов также было введено в 2017 году). Свое закрепление правовая норма нашла в ст. 154 и чч. 9.1-9.3, 10 ст. 156 ЖК РФ. Речь идет о необходимости оплаты таких ресурсов только в том случае, если само сооружение предполагает возможность их расходования.

Расчет оплаты таких ресурсов проводится на основании показаний:

  • общедомовых приборов учета;
  • автоматизированной информационно-измерительной системы учета.

В качестве альтернативного варианта собственники жилья могут принять на общем собрании решение о расчете расходов на оплату коммунальных ресурсов исходя:

  • из нормативов, установленных в регионе;
  • прошлогодних показателей за аналогичный период с учетом перерасчета.

Нормативы потребления определяются на уровне субъектов Федерации в порядке и по правилам, установленным Правительством РФ в постановлении от 23.05.2006 № 306. На данный момент все регионы уже разработали свои нормативы, но не все они оказались обоснованными.

Внесение сведений в ГИС ЖКХ

Законом «О внесении изменений…» от 28.12.2016 № 469-ФЗ был перенесен на 01.07.2017 срок обязательного размещения в ГИС ЖКХ сведений поставщиками коммунальных ресурсов и организациями, управляющими многоквартирными домами.

Ранее ГИС ЖКХ пополнялась за счет данных, вносимых из государственных и муниципальных информационных систем, и сведений о лицензиатах в области предпринимательства — управления многоквартирными домами. Последние были обязаны размещать в ГИС ЖКХ сведения о домах, которыми управляли согласно Составу сведений о многоквартирных домах…, утв. приказом от 29.09.2015 Минкомсвязи России № 368, Минстроя России № 691/пр.

С июля же 2017 года обязанность по внесению сведений, перечисленных в ст. 6 закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2014 № 209-ФЗ (далее — закон о ГС ЖКХ), распространена на большую часть коммунальных и управляющих организаций, кроме поставщиков информации, работающих на территории городов федерального значения.

С 01.07.2017 у органов жилищного контроля появилась возможность выдавать предписания о размещении недостающей информации в системе, но с датой выполнения после 01.01.2018 (письмо Минстроя России от 29.08.2017 № 30838-АЧ/04).

С 01.01.2018 не размещенная в ГИС ЖКХ квитанция не считается предоставленной потребителю (ч. 8 ст. 12 закона о ГИС ЖКХ), вследствие чего:

  • субъект, который должен был разместить информацию об оплате, подлежит административной ответственности по ст. 13.19.2 Кодекса об административных правонарушениях;
  • потребитель может не оплачивать квитанцию.

Таким образом, в 2017 году право в сфере ЖКХ обогатилось новым понятием «коммунальные ресурсы». Кроме того, наступил новый этап развития ГИС ЖКХ: законодатель дал субъектам, обязанным размещать информацию в данной системе, полгода на ее освоение, а с 2018 года ввел неблагоприятные последствия для нарушителей.

Тарифы ЖКХ в 2019 году вырастут дважды. Соответствующее распоряжение уже подписано главой правительства РФ Дмитрием Медведевым.

Эти меры связаны с повышением с 1 января ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%, в связи с чем расходы коммунального комплекса вырастут на 16 млрд рублей.

Минэкономразвития предлагает индексировать тарифы ЖКХ с 1 января 2019 года, а не с 1 июля для синхронизации с увеличением НДС до 20%.

При этом министерство прорабатывает размер индексации тарифов, чтобы совокупное изменение тарифов в 2019 году не превышало 4%. Об этом сообщили в пресс-службе МЭР.

«Министерство предлагает в 2019 году синхронизировать по времени изменение налогов и тарифов - то есть увеличить тарифы [ЖКХ] с 1 января 2019 года. Это позволит учесть рост НДС и нивелировать дополнительный рост тарифов с середины года. Вместе с тем, министерство дополнительно прорабатывает размер индексации тарифов в 2019 году для того, чтобы совокупное изменение тарифов в 2019 году не превышало целевое значение инфляции (4%)», - сообщили в министерстве.

В Минэкономразвития напомнили, что, согласно принятому закону, размер НДС увеличивается с 1 января 2019 года с 18% до 20%. «В соответствии с существующей нормативной правовой базой это увеличение будет ретранслировано в платеж за ЖКУ. Вместе с тем, фактическое увеличение тарифов согласно законодательству может произойти только с 1 июля 2019 года. В результате, помимо роста НДС в 1,7%, в соответствии с текущим законодательством, в тарифы также будут заложены затраты на выплату НДС за первое полугодие 2019 года, что дополнительно увеличит их рост», - пояснили позицию в министерстве.

Ранее газета «Известия» сообщила, что Минэкономразвития предлагает учесть увеличение НДС при расчете тарифов на услуги ЖКХ. Как поясняет газета, стоимость услуг ЖКУ при этом останется такой же, однако итоговая сумма вырастет за счет величины налога, включенного в платеж. Варианты компенсаций для ресурсоснабжающих компаний, в том числе за счет соответствующих изменений тарифов с января 2019 года, обсуждаются.

Рост платы за услуги ЖКХ ограничен, поэтому гражданам не стоит беспокоиться из-за влияния увеличения НДС на соответствующие тарифы. Об этом заявил глава Минстроя РФ Владимир Якушев, отвечая на вопрос журналистов.

По его словам, в настоящее время проводится проработка с Минэкономразвития РФ вопроса о том, как повышение НДС повлияет на стоимость коммунальных услуг. «Но если вы конкретно задаете вопрос о том, коснется ли это граждан, то мы с вами знаем, что граждане у нас защищены [ограничением] роста платы, поэтому если даже это [повышение НДС] отразится на тарифах, то граждан зря беспокоить не нужно», - сказал министр.

Он пояснил, что плата граждан за услуги ЖКХ ограничена «вне зависимости от тарифа». «Это [рост НДС] на платежку [за ЖКХ] не повлияет, это может повлиять на тарифы. Тариф на платеж не влияет, платеж у нас ограничен законом», - еще раз обратил внимание министр, подчеркнув, что соответствующие расходы возьмет на себя бюджет.

Ранее газета «Известия» сообщила, что Минэкономразвития предлагает учесть увеличение НДС при расчете тарифов на услуги ЖКХ. «Изменения налогового законодательства с 1 января 2019 года существенно повышают риск возникновения выпадающих доходов у ресурсоснабжающих организаций, что, в свою очередь, может привести к ухудшению их финансового состояния. Поэтому Минэкономразвития предлагает учесть соответствующие изменения в тарифах», - сообщили изданию в пресс-службе министерства.

Как поясняет газета, стоимость услуг ЖКУ при этом останется такой же, однако итоговая сумма вырастет за счет величины налога, включенного в платеж. Варианты компенсаций для ресурсоснабжающих компаний, в том числе за счет соответствующих изменений тарифов с января 2019 года, обсуждаются.

Ранее президент России Владимир Путин подписал закон, предусматривающий повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%, а также новые тарифы социальных взносов. Документ был принят Госдумой 24 июля и одобрен Советом Федерации 28 июля.

Президент Владимир Путин подписал закон, предусматривающий повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%, а также новые тарифы социальных взносов.

По подсчетам властей, эта новация позволит увеличить доходы бюджета на 620 млрд рублей в год.

Кто платит НДС?

Этот налог уплачивают юрлица на всех этапах производства и продажи товара или услуги. Сумму уплаченного налога закладывают в конечную цену продуктов или услуг, и фактически ее платят потребители.

Почему принято решение повысить ставку?

Повышение налога связано в том числе с потерей доходов федерального бюджета из-за снижения цен на нефть с 2014 года, заявил глава Счетной палаты Алексей Кудрин. В начале 2014 года цены на нефть были $110–100 за баррель, а сегодня они - $76, то есть на треть упали доходы от нефти, пояснил эксперт.

Кроме того, «доля нефтяной экономики в нашей общей экономике падает, у нас сейчас быстрее растут отрасли ненефтяные, несырьевые. И доля нефтяных доходов к ВВП получается несколько меньше», отметил он. Чтобы сохранить уровень расходов на инфраструктуру, на образование, на здравоохранение, нужно найти дополнительные доходы.

Кабмин обещает направить средства от повышения НДС на социальные нужды, прежде всего на здравоохранение.

Сохранятся ли льготы?

Да, сохранятся.

«Чтобы эта нагрузка не падала на людей, все льготы по налогу на добавленную стоимость на основные социально значимые товары, на основные услуги будут сохранены», - пообещал премьер-министр Дмитрий Медведев.

Сейчас ставка НДС 10% действует для продовольственных товаров первой необходимости (хлеб, молоко и пр.), детских и медицинских товаров.

Нулевая ставка налога применяется на внутренних межрегиональных воздушных перевозках. Во втором чтении Госдума одобрила поправки, продлевающие действие этой ставки до 1 января 2025 года при пассажирских перевозках в Крым и обратно и если пункт отправления или прибытия находится на территории Дальневосточного федерального округа.

Льготную ставку НДС в 10% сохранит треть товаров корзины стандартного потребления, подсчитали в Минфине.

Как повышение ставки отразится на инфляции?

Антон Силуанов сказал, что повышение НДС может ускорить инфляцию в 2019 году с ожидаемых 3% до 4–4,5%.

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин надеется, что правительство и ЦБ смогут удержать инфляцию в пределах 4%.

Рост ставки НДС может разогнать инфляцию в 2019 году и тем самым стимулировать ЦБ повысить ключевую ставку, говорит управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах.

«В результате этого решения инфляция практически гарантированно повысится. При росте ставки на два процентных пункта можно ожидать прирост инфляции на 0,5–0,75 п.п. в 2019 году», - отметил эксперт. По его словам, в этом году мы почти гарантированно не выйдем за пределы целевого уровня ЦБ по инфляции 4%, а вот в 2019-м, после повышения НДС, это крайне вероятно. «Если при этом вырастут тарифы естественных монополий, то тогда инфляция окажется выше цели. В этом случае регулятор, скорее всего, будет вынужден повышать ставку, в том числе с учетом опыта других стран», - заявил он.

НДС выбран в первую очередь потому, что его проще всего собирать, ФНС научилась хорошо администрировать, в том числе радикально улучшив сбор и глубину обработки данных, добавил Табах.

Алексей Кудрин заявил, что повышение налога ускорит инфляцию в 2019 году на 0,4 п.п., инфляция останется на уровне 4% по году.

Изменится ли порядок возмещения НДС?

Правительство планирует сократить сроки проведения камеральных (то есть в офисе налоговой службы, без посещения предприятия) проверок при возмещении НДС.

Также предполагается расширить число предприятий, которым НДС будет возмещаться в ускоренном порядке. Сейчас этой процедурой могут воспользоваться компании, которые за три года перечислили в бюджет 7 млрд рублей налогов. В будущем этот порог будет снижен до 2 млрд рублей.

Минэкономразвития РФ предлагает увеличить тарифы ЖКХ в связи с повышением НДС с 18 до 20% в 2019 году, сообщает издание «Известия» со ссылкой на пресс-службу ведомства.

Чиновники объяснили, что из-за роста НДС может ухудшиться финансовое состояние ресурсоснабжающих организаций. Чтобы не допустить этого, необходимо скорректировать тарифы ЖКХ.

В Минстрое журналистам подтвердили, что власти обсуждают возможность повышения тарифов с 1 января. Представители ФАС также сообщили о рассмотрении вопроса индексации цен на коммунальные услуги.

Напомним, 4 августа президент РФ Владимир Путин подписал закон о повышении НДС с 18 до 20%. При этом все льготные ставки будут сохранены.

Подорожает ли «коммуналка» после повышения НДС?

Госдума приняла в первом чтении законопроект о повышении НДС. С 1 января 2019 г. ставка налога будет увеличена с 18 до 20%.

О том, что в результате подорожает большинство товаров и услуг, говорят многие эксперты. А что будет с «коммуналкой»? Ждать ли нам ещё большего роста тарифов ЖКХ?

Светлана Разворотнева, первый зампредседателя Комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам :- Безусловно, увеличение НДС напрямую отразится на тарифах. Они станут больше. И лягут дополнительным грузом на кошельки наших граждан, которые и так уже возмущены постоянным ростом платы за ЖКУ.Некоторые коммунальные предприятия раньше вообще не платили НДС, работая по упрощённой системе налогообложения. Но в скором времени всё изменится. В коммунальную сферу на место мелких компаний (котельные, небольшие водоканалы) активно приходят концессионеры, которые должны будут платить НДС в размере 18%. А если законопроект об увеличении налога примут, то и все 20%. Это будет очень чувствительно. Кроме того, в этом году вся страна перейдёт на новую систему обращения с отходами. И если раньше мусор вывозили сидящие на «упрощёнке» мелкие фирмы, с 2018-2019 гг. этим занимаются региональные операторы, которые помимо всего прочего вынуждены оплачивать НДС.Вообще тема НДС для ЖКХ крайне тяжёлая. Отрасль хронически недофинансирована. Это влияет и на качество услуг, и на зарплаты работников. В таких условиях любая дополнительная финансовая нагрузка может привести к банкротству целого ряда предприятий, которые уже дышат на ладан. А ведь от них зависят миллионы простых людей, которым нужны тепло, свет, вода, канализация… Потому что «коммуналка» - это социально ориентированный бизнес.

С одной стороны, правительство пытается сдерживать коммунальные тарифы, вводит предельные индексы. А с другой - вносит дополнительные условия вроде увеличения НДС, которые приводят к ещё большему росту платежей. Понятно же, на кого коммунальщики повесят свои расходы. На население. Или на само государство… Во многих регионах местные бюджеты компенсируют разницу между реальными тарифами и теми, по которым платит население. Получается, что государство в один карман деньги кладёт, а из другого отдаёт… И зачем это надо? Я убеждена, что, обсуждая закон о повышении НДС, необходимо очень дифференцированно подходить к различным отраслям и предприятиям. Если государство заинтересовано в спасении жилищно-коммунального хозяйства, если оно не хочет галопирующего роста платежей, значит, размер налога для предприятий ЖКХ надо снижать.

Россиян ждет рост тарифов ЖКХ

Убытки коммунальщиков от повышения налога на добавленную стоимость предложили компенсировать за счет рядовых россиян, сообщают «Известия».
По информации издания, соответствующее предложение озвучила ассоциация «ЖКХ и городская среда» в письме министру строительства Владимиру Якушеву. В ассоциации уверены, что повышение НДС до 20% станет причиной 100-миллиардных убытков коммунальщиков уже в 2019 году, и просят в связи с этим увеличить тарифы ЖКХ на 4%.
В пресс-службе Минстроя изданию подтвердили, что уже обсуждают рост тарифов с 1 января будущего года, так как озвученные ассоциацией опасения реальны.
С коллегами согласились и в Министерстве экономического развития, а гендиректор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин подчеркнул, что «сами услуги» не подорожают, потому что вырастет лишь налог, включенный в платежную квитанцию.
Макрушин добавил, что «размер платежки» все же вырастет на 2%, однако коммунальщики ничего на этом не заработают.

Учесть в тарифах на услуги ЖКХ размер увеличения НДС на 2 процентных пункта предлагает Минэкономразвития. Это необходимо для того, чтобы не ухудшилось финансовое состояние ресурсоснабжающих организаций, сообщили «Известиям» в пресс-службе министерства. При этом несмотря на увеличение суммы платежки за ЖКУ, сами услуги не подорожают, а их поставщики не получат никаких дополнительных средств - возрастет только величина налога, включенного в платеж. Ранее Госдума и Совет Федерации одобрили правительственный законопроект, предусматривающий повышение НДС с 18 до 20%.

Ассоциация «ЖКХ и городская среда» направила главе Минстроя Владимиру Якушеву письмо с аналогичным предложением и просьбой инициировать обсуждение вопроса в правительстве. В противном случае убытки коммунальщиков за 2019 год могут достичь 100 млрд рублей, а объем долгов в отрасли вырастет до 1,5 трлн рублей. В Минстрое «Известиям» подтвердили, что вопрос повышения тарифов с 1 января обсуждается.

Изменения налогового законодательства с 1 января 2019 года существенно повышает риск возникновения выпадающих доходов у ресурсоснабжающих организаций, что, в свою очередь, может привести к ухудшению их финансового состояния. Поэтому Минэкономразвития предлагает учесть соответствующие изменения в тарифах, - сообщили «Известиям» в пресс-службе Минэкономразвития.

Ассоциация «ЖКХ и городская среда» в конце июня направила главе Минстроя Владимиру Якушеву письмо («Известия» ознакомились с документом), в котором сказано, что при повышении НДС у организаций ЖКХ, предоставляющих потребителям услуги на сумму 4,5 трлн рублей, за первое полугодие сформируются прямые убытки в 45 млрд рублей. Они приведут к мультипликативному росту долгов в отрасли до 1,5 трлн рублей. Компенсация выпадающих расходов за счет роста тарифов с 1 июля потребует дополнительного увеличения тарифов на коммунальные услуги не на 2%, а более чем на 4%. Наиболее простым способом решения проблемы автору обращения, генеральному директору ассоциации Алексею Макрушину, видится повышение тарифов на уровень увеличения НДС уже с 1 января 2019 года.

В Минстрое «Известиям» заявили, что разделяют опасения экспертов. Если не учесть возрастающие расходы в тарифе, ресурсоснабжающие компании будут терпеть прямые убытки. Предварительно обсуждаются возможные варианты компенсации для ресурсоснабжающих организаций, в том числе за счет соответствующих изменений тарифов с января 2019 года, добавили в министерстве.

Меры по энергосбережению могут сократить расходы на отопление на 40%

Стоимость самих услуг не изменится. Поменяется только величина налога, которая включается в платежку. Таким образом, размер платежки для потребителей вырастет на 2 процентных пункта. Но при этом организации дополнительно не заработают ни рубля, - пояснил «Известиям» Алексей Макрушин.

Если такую меру не ввести, за год убытки ресурсоснабжающих организаций могут достичь 100 млрд рублей, подсчитал эксперт.

В ФАС, которая принимает решения об индексации тарифов, отказались от комментариев, сославшись на то, что еще идет обсуждение этого вопроса.

Повышение НДС относится к неподконтрольным расходам коммунальных предприятий, отметил профессор ВШЭ Сергей Сиваев. Их инвестиционные и эксплуатационные программы составлялись без учета такой налоговой нагрузки.

Потребитель, конечно, этому не обрадуется, потому что ему придется платить больше. Но повышение тарифов было ожидаемым, - сказал Сергей Сиваев.

По его словам, сферы, в которых тарифы регулируются государством, нуждаются в компенсационных мерах. Особенно это касается отрасли ЖКХ. Как сообщали «Известия», в I квартале этого года долги за ЖКУ в России выросли на 5,3%, до 1,4 трлн рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого. По данным Росстата, объем неоплаченных счетов за водоснабжение составляет 86 млрд рублей (+5,7%), водоотведение - 63,9 млрд рублей (+6,6%), электричество - 247,5 млрд рублей (+9,7%). Неуплата за жилищные услуги увеличилась на 14,6%, до 234,3 млрд рублей, за тепло - на 6,7%, до 569,3 млрд рублей.

11:34 07.02.2017

Без акта об отсутствии технической возможности установки ИПУ перерасчет за временное отсутствие производиться не будет

С января 2017 года перерасчет за временное отсутствие будет производиться только для потребителей в жилых помещениях , в которых установка индивидуальных приборов учета воды невозможна по техническим причинам. Такое изменение в существующий порядок перерасчета внесено постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Перерасчетом за временное отсутствие в жилом помещении могут воспользоваться потребители, отсутствующие дома более пяти календарных дней подряд и чьи квартиры не оснащены индивидуальными приборами учета воды. Перерасчет производится по горячей, холодной воде и водоотведению, а также газу. Если ранее потребителям, чтобы получить перерасчет за временное отсутствие, достаточно было подтвердить сам факт отсутствия в жилом помещении с помощью документов («именные» проездные документы, командировочное удостоверение, справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении и т.д.), то теперь необходимо представить акт об отсутствии технической возможности установки индивидуального прибора учета воды в жилом помещении.

Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета воды и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено актом, перерасчет за временное отсутствие возможен только по услуге «газоснабжение».

Акт об отсутствии технической возможности установки ИПУ воды составляется и подписывается управляющей организацией на основании обследования жилого помещения. Форма акта и критерии отсутствия технической возможности установки ИПУ утверждены Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 627.

Техническая возможность установки прибора учета отсутствует, если в ходе обследования выявлено наличие хотя бы одного критерия:

Установка ИПУ невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

При установке ИПУ невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

В месте, в котором необходимо установить ИПУ, невозможно обеспечить соблюдение обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета, его обслуживания, замены.

Проектные характеристики МКД имеют вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Непосредственно процедура получения перерасчета за временное отсутствие не изменилась. Потребителю по возвращении необходимо обратиться в Центр госуслуг района, написать заявление, представить акт об отсутствии технической возможности установки ИПУ и документы, подтверждающее временное отсутствие.

Напоминаем, что в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» потребители обязаны были установить в жилых помещениях индивидуальные приборы учета до 1 июля 2013 г.

РАЗЪЯСНЕНИЯ

по порядку проведения перерасчета за временное отсутствие, в связи с вступлением в законную силу постановления Правительства РФ от 26.12.2016 г. № 1498

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 в части проведения перерасчета за временное отсутствие.

В соответствии с п. 92 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, перерасчет за временное отсутствие собственника производится на основании представления:

1. Заявления потребителя.

2. Акта обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального или общего приборов учета в жилом помещении. Акт об отсутствии технической возможности установки ИПУ воды (далее - акт) составляется и подписывается управляющей организацией на основании обследования жилого помещения в соответствии с формой, утвержденной Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. № 627.

3. Документов, подтверждающих временное отсутствие потребителя. Документы, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации, и в соответствии с изменениями , заверены печатью организации (при наличии печати).

Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено, перерасчет по услугам водопотребления не производится.

Порядок перерасчета по услуге «газоснабжение» остался прежним (вне зависимости от представления акта об отсутствии технической возможности установки ИПУ воды).

Во избежание массового обращения населения в управляющие организации за актом обследования жилого помещения ГБУ «МФЦ города Москвы» рекомендован следующий порядок работы:

1. Управляющая организация представляет в Центр госуслуг района адресный список многоквартирных домов, в которых отсутствует техническая возможность установки ИПУ воды в жилых помещениях (с приложением списка квартир).

2. При обращении потребителя из МКД, указанного в списке, специалисты Центра госуслуг района направляют запрос в управляющую организацию на представление Акта об отсутствии технической возможности установки ИПУ воды по конкретному адресу с указанием квартиры.

При этом заявление и документы, подтверждающие временное отсутствие, у потребителя принимаются, перерасчет производится после получения акта от управляющей организации.

Для осуществления корректного и своевременного перерасчета за временное отсутствие акт о невозможности установки ИПУ необходимо представить в Центр госуслуг района в кратчайшие сроки.

3. В целях информирования населения об изменениях в порядке проведения перерасчета за временное отсутствие следует разместить соответствующие объявления на стендах МКД:

На стендах МКД, где существует возможность установки ИПУ: объявление о необходимости запроса акта у управляющей организации и самостоятельном представлении его в МФЦ района;

На стендах МКД без технической возможности установки ИПУ: объявление о направлении информации о невозможности установки ИПУ напрямую от управляющей организации в МФЦ района без участия потребителя.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

В связи с обращениями, поступающими в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу возможности установления объема потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, ниже нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленных субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года, сообщаем следующее.

Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.

В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

По мнению Минстроя России, исходя из буквального толкования данной нормы следует, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку такое включение является первоначальным.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 г. следует утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления. В соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Таким образом, после утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме размер платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме будет определяться размером соответствующего норматива потребления.

Между тем необходимо отметить, что в силу пункта 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Правила № 306), нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к Правилам № 306. При наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении № 2 к Правилам № 306, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены.

Кроме того, согласно пункту 9 Правил № 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.

На основании изложенного устанавливаемые субъектами Российской Федерации нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества будут учитывать результаты проведения энергосберегающих мероприятий в многоквартирном доме.

А.В. Чибис

Обзор документа

С 01.01.2017 в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав платы за содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной, горячей воды, электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества, отведения сточных вод (далее - расходы).

При первоначальном включении расходов в плату их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный регионом по состоянию на 01.11.2016. Для первоначального включения решение общего собрания собственников не требуется.

При этом, по мнению Минстроя России, размер расходов может быть менее размера норматива. В частности, это возможно при расчете размера расходов по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Для включения расходов в состав платы в размере ниже норматива решения общего собрания собственников также не требуется, поскольку такое включение является первоначальным.

Правительство Москвы утвердило тарифы на ЖКУ, которые начнут действовать с 1 июля 2017 года (постановление Правительства Москвы от 13 декабря 2016 г. № 848-ПП " "). Жителям столицы нужно будет платить больше за ряд коммунальных услуг.

Так, тариф на холодную воду вырастет на 7,2% – до 35,40 руб./куб. м. Сегодня он составляет 33,03 руб./куб. м (). Стоимость горячей воды возрастет на 10,6% – стоимость услуги составит 180,55 руб./куб. м. В настоящее время стоимость варьируется в зависимости от ресурсоснабжающей организации. Например, за услуги "Московской объединенной энергетической компании" нужно платить 163,24 руб./куб. м ().

Какова допустимая продолжительность перерыва подачи холодной или горячей воды? Узнайте из материала "Водоснабжение и водоотвод" в"Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Также вырастут розничные цены на газ. В частности, при наличии в квартире газовой плиты и централизованного горячего водоснабжения тариф составит 6,40 руб./куб. м. Сегодня при тех же условиях он равен 6,16 руб./куб. м, то есть рост составит 3,9% ().

Кроме того, москвичам нужно будет больше платить за тепловую энергию. Тарифы зависят от ресурсоснабжающей организации, соответственно, разница в ценах будет зависеть от конкретной организации. К примеру, если услугу по теплоснабжению предоставляет "Мосэнерго", то стоимость составит 1747,47 руб./Гкал. Поясняется, что эта цена установлена для потребителей, подключенных к тепловой сети без дополнительного преобразования на тепловых пунктах. Сегодня тариф на производство тепловой энергии от той же организации составляет 1006,04 руб./Гкал ().