Каверзные вопросы по теме электрический ток. Конспект викторины «Его Величество Электричество»

  • 10.10.2022








О нем великий Максвелл сказал: «Исследования …, в которых он установил законы механического взаимодействия электрических токов, принадлежат к числу самых блестящих работ, которые проведены когда-либо в науке. Теория и опыт как будто в полной силе и законченности вылились сразу из головы этого «Ньютона электричества». На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был так же добр и так же прост, как и велик». (Андре-Мари Ампер)

Он открыл один из важнейших количественный закон цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи, показал, что сила тока убывает с увеличением длины провода и с уменьшением площади его поперечного сечения. Он нашел ряд из многих веществ по возрастанию сопротивления. (Георг Ом).

По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внёс большой вклад в кинетическую теорию газов. (Джеймс Джоуль.)


Он был рыцарем Почётного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрёл электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов». (Алессандро Вольта.)

Он стал академиком в 39 лет, причём в избрании не играли ни малейшей роли его работы по магнетизму и электричеству. Их, по существу, не было. Он был избран по секции геометрии за исследования в области математики и химии. (Андре-Мари Ампер.)

Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке. (Андре-Мари Ампер.)

Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы. Приём, использованный им, лишний раз доказывает, что изобретательность человеческого ума не знает границ. (Шарль Кулон.)













ОТВЕТ: Вторым проводом служит корпус автомобиля.

ОТВЕТ: Поражение током с тяжелым исходом возможно при напряжении, начиная приблизительно с 30 В.

ОТВЕТ: Во время грозы опасно стоять в толпе потому, что пары, выделяющиеся при дыхании людей, увеличивают электропроводность воздуха.

ОТВЕТ: Стеклянный баллон электрической лампочки, покрытый слоем влаги, проводит электрический ток, который при определенных условиях может вызвать поражение человека.

ОТВЕТ: Биологическое действие тока зависит от величины тока, протекающего по организму пострадавшего. Ток в 0,025 А вызывает проходящий паралич, а ток в 0,1 А и более смертелен.

ОТВЕТ: Электрический ток проходит преимущественно по участку цепи с меньшим сопротивлением. Если тело человека окажется лучшим проводником, то электрический ток пройдет через него, а не через дерево.

ОТВЕТ: Сопротивление лампочки от карманного фонаря мало - несколько Ом, а сопротивление всей гирлянды - несколько сотен Ом, а пальца - несколько тысяч Ом. При последовательном же соединении цепи падение напряжения на участке пропорционально его сопротивлению. Поэтому на палец, если его сунуть в патрон, придется практически все напряжение сети.

В работе с ребятами 5-6 лет полезно применять интеллектуальные игры. Они значительно повышают умственную активность детей и делают занятия интересней.

Задачи игры

Образовательные:

  • Познакомить дошкольников с проявлениями статического электричества;
  • Закрепить правила безопасного обращения с электроприборами в быту.

Развивающие:

  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

  • Поощрять стремление договариваться;
  • Поощрять интерес к наблюдению окружающего мира;

Материалы и оборудование к занятию:

  • ноутбук;
  • экран;
  • песня для физкультминутки.

Материалы для опытов:

  • пластмассовые трубочки;
  • кусочки шерстяной ткани;
  • пластмассовые расчески;
  • кусочки бумаги;
  • конфетти.
  • шарики

Материалы для дидактических игр:

  • Парные картинки с изображением предметов.
  • Разрезные карточки с изображением электроприборов

Материалы для рефлексии:

  • ладошки трёх цветов;

  • рисунок «Помогатор»

Ход игры:

Организационный момент

Педагог. Ребята, здесь какая-то посылка. Кто её прислал?

Фиксики (с экрана). Здравствуйте, ребята, это мы прислали вам посылку. Вы просили отремонтировать ваши часы. С ними всё в порядке. Только правильно вставьте батарейку в гнездо, плюс к плюсу, минус к минусу. Попробуйте сами.

Воспитатель берёт часы, рассматривает и вместе с воспитанниками вставляет батарейки. Часы пошли.

Ребята, почему часы пошли? Что за сила скрыта в батарейках?

Мнения ребят.

Педагог: В батарейках находится неопасное электричество, можно ещё казать электрический ток. Надо только правильно поставить батарейку на место. Электрический ток пойдёт, и прибор, как наши часы, заработает

Фиксики. Ещё нам интересно, что вы знаете об электричестве и электроприборах, и пригласить в нашу лабораторию. Но для этого нужно подобрать к ней ключ.

Педагог. Ребята, вы готовы рассказать Фиксикам, что вы знаете об электричестве и электроприборах? Ответы воспитанников.

Для этого мы с вами проведём викторину. Делимся на две команды: «Лампочка» и «Ток».

Дети делятся на команды, получают эмблемы, выбирают капитанов.

Педагог. Соберитесь, вспомните всё, что знаете, смело отвечайте. Оценит выполнение заданий жюри. За каждое выполненное правильно задание будут даваться фишки.

Викторина

Педагог. В нашей викторине 5 туров. Для настройки на рабочий лад начнём с блиц-опроса. (Материалы в презентации)

Блиц-опрос

1. Команда «Лампочка»

Куда и по какому номеру нужно звонить в случае пожара? (В пожарную часть,01, 112)

2. Команда «Ток»

Что нужно назвать при вызове пожарной охраны? (Адрес, фамилию)

I тур

Отвечает «Лампочка»

Продолжите фразу: электроприборы - это…(перечисление).

На экране картинки: микроволновая печь, стиральная машина, чайник, вилка. Выберите лишний предмет. Почему вы так думаете? (Все это электрические приборы, а вилка – столовый прибор).

Отвечает «Ток»

Назовите одним словом предметы: магнитофон, компьютер, утюг, пылесос (электрические приборы).

На экране картинки: тарелка, кастрюля, холодильник сковорода. Выберите лишний предмет. Почему вы так думаете? (холодильник - электроприбор, а всё остальное - посуда).

II тур

Задание: перечислить известные правила применения электрических приборов. Команды отвечают поочерёдно: кто больше назовёт.

(примерные ответы).

  • В розетку можно включать только исправный электроприбор.
  • Не следует прикасаться к оголённым проводам.
  • Нельзя включать одновременно несколько приборов в одну розетку – может возникнуть пожар.
  • Если из прибора пошёл дым, его необходимо немедленно выключить.
  • Нельзя оставлять без присмотра включенные электроприборы.
  • Детям не следует их трогать.
  • Опасно дотрагиваться до проводов и электроприборов мокрыми руками!
  • Нельзя засовывать ничего в розетки!
  • Уходя из дома, надо погасить свет и выключить бытовую технику!

III тур

Задание. На столах каждой команды разрезные карточки с изображением электрических приборов. Вы должны собрать по две карточки, договориться, кто будет представлять электроприборы. А представить их нужно так.

Я - стиральная машинка, я помогаю стирать и отжимать бельё. Экономлю время. Без меня было бы очень сложно.

Физпауза

Педагог. Ребята, я знаю, что Фиксики любят песню «Помогатор» Давайте включим её и потанцуем. (Сопровождение в презентации)

VI тур

О каких запретных действиях говорят эти картинки?

Вопрос команде «Лампочка»

Вопрос команде «Ток»

V тур

А сейчас я предлагаю игру «Что есть, что было».

У вас картинки с бытовой техникой, помогающей сейчас и предметы, которыми люди пользовались до появления электричества.

Участники «Лампочки», возьмите картинку бытовой техники. А вы, «Ток», картинку с предметом, которым пользовались раньше.

Посмотрите внимательно, что у кого и найдите пару.

Дети берут картинки и подбирают пары:

стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – костёр, настольная лампа – свеча, вентилятор – веер

Отлично! Задание выполнено. Вы увидели, как было раньше, и насколько удобнее в настоящее время. А теперь, уважаемое жюри, подведёт итоги (подведение итогов).

Педагог. А что за странные фишки? Они похожи на пазлы. Игра предлагается что ли? Давайте их соберём. Да это же ключ от лаборатории Фиксиков. Идёмте в лабораторию.

Опыты в лаборатории

Педагог. Электричество есть разное: опасное для жизни и неопасное. Неопасное тихо и незаметно окружает нас в природе. Мы проведём с неопасным электричеством несколько опытов. Попробуем его «поймать» и поиграть с ним.

Материалы на каждого: кусочек шерстяной ткани, пластмассовая палочка, кусочки тонкой бумаги.

Ребята, возьмите палочку и прикоснитесь к кусочкам бумаги. Бумага должна «прилипнуть» к палочкам. «Прилипла»? (Нет)

Как же её заставить это сделать?

Предложения детей.

Сейчас мы попробуем сделать наши палочки волшебными, электрическими. Надо взять кусочек шерстяной ткани и сильно потереть им палочку. Медленно и аккуратно поднесите её к кусочкам бумаги. Что произошло? (Бумажки «прилипли» к палочке)

Отчего палочка стала электрической? (Её потёрли кусочком ткани)

Здорово! Вам удалось поймать электричество.

Вспомните, приходилось ли вам во время одевания ощущать лёгкое потрескивание, а иногда даже искры? Оказывается, электрический ток может жить в одежде. Это - статическое электричество.

Попробуем поймать электричество на расчёску.

Материалы на каждого: лотки с конфетти, пластмассовые расчёски.

Прикоснитесь расчёской к конфетти. Что-то происходит с конфетти?

Мнения детей.

Возьмите расчёски и расчешите волосы. Поднесём расчёски к конфетти. Что видите?

Ответы детей.

Оказывается и в наших волосах есть электричество. Оно "поймалось" во время расчёсывания. Расчёски стали электрическими. Ещё можно сказать - наэлектризовались.

Так с каким же электричеством мы проводили опыты? Какое оно?

Рефлексия

Давайте скажем «спасибо» Фиксикам за починку часов, за интересные опыты в лаборатории.

А ещё оценим нашу игру. Здесь нам тоже Фиксики помогут.

Они прислали мне «Помогатор» и ладошки. Их мы прикрепим на «Помогатор». Обратите внимание, ладошки разного цвета. Если наша интеллектуальная игра вам понравилась, берите красную ладошку. Не очень понравилась – зелёную. Совсем не понравилось, было скучно, прикрепляйте на «Помогатор» синюю ладошку.

Дети прикрепляют ладошки.

Педагог. Я тоже хочу оценить нашу интеллектуальную игру. Мне понравилась, как вы активно отвечали на вопросы, выполнили сложные задания, поэтому на «Помогатор» я прикреплю красную ладошку!

Подготовила воспитатель первой категории Назарова Галина Александровна.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Щепачев В.И., мастер п/о Чебаркульского профессионального техникума Викторина «Удивительное электричество»

2 слайд

Описание слайда:

Цель: в нетрадиционной, занимательной форме повторить основной программный материал, развить познавательную активность и творчество учащихся, их смекалку, наблюдательность и чувство юмора, расширить технический кругозор. Развивающие задачи: развить и закрепить навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач, развить устную речь учащихся, учить применять знания в новой ситуации; учить грамотно объяснять происходящие физические явления, формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся. Задача педагогического работника создание условий для проявления активности обучаемых, развития их индивидуальности; развития исследовательской компетентности учащихся; повышения их интереса к предмету.

3 слайд

Описание слайда:

Эпиграф: Науку все глубже постигнуть стремись. Познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснет тебе свет, Узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси (персидский и таджикский поэт, 940-1030 гг.)

4 слайд

Описание слайда:

Плакат: Пусть кипит работа, Сложны соревнования, Успех решает не судьба, А ваши знанья!

5 слайд

Описание слайда:

1-й конкурс «Разминка» Команды должны ответить на предложенные им вопросы и, выполнив задания, получить два слова-пароля, которые и станут словами-напутствиями на дальнейший успех. (Ответы сдаются жюри). Вопросы задания для 1-й команды: Одна из наук о природе (взять 3-ю букву). Положительный электрод электрического аккумулятора (взять 2-ю букву). Единица измерения силы тока (взять 1-ю букву). Частица, которую ученые обнаружили в составе ядра (взять 1-ю букву). Вещество, не проводящее электрический ток (взять 2-ю букву). Фамилия русского ученого, построившего первый электрический двигатель (взять 1-ю букву). ОТВЕТЫ: Физика. Анод. Ампер. Нейтрон. Диэлектрик. Якоби. СЛОВО-ПАРОЛЬ: «знание».

6 слайд

Описание слайда:

1-й конкурс «Разминка»: Вопросы задания для 2-й команды: Чертеж, на котором изображены способы соединения электрических приборов в цепь (взять 1 букву). Вещества, проводимость которых занимает промежуточное положение между проводниками и диэлектриками (взять 11 букву). Единица электрического заряда (взять 3 букву). Прибор для измерения силы тока (взять 1 букву). ОТВЕТЫ: Схема. Полупроводники. Кулон. Амперметр. СЛОВО-ПАРОЛЬ: «сила».

7 слайд

Описание слайда:

2-й конкурс «Задачи»: Слово педагогического работника: А сейчас приглашаю команды принять участие в конкурсе «Замок историков науки и техники». Приглашаются 1 ученик от команды по желанию, которым надо решить расчетные задачи исторического содержания. Примечание: предлагаю перечень задач исторического содержания к конкурсу «Замок историков науки и техники». Задача № 1. 1 июля 1892 г в Киеве стал курсировать трамвай по линии Подол-Крещатик. Его двигатель был рассчитан на силу тока 20 А при напряжении 500 В. Какой мощности был двигатель? (Ответ: 10 000 В = 10 кВт). Задача № 2. В 1887 г. Пермский завод построил по чертежам русского инженера Н. Г. Славянова динамо машину. Она имела мощность 18 кВт и могла давать ток силой ЗОО А. Какое напряжение было на ее зажимах? (Ответ: 60 В.) Задача № 3. Первым отечественным выпрямителем был высоковольтный ртутный выпрямитель конструкции В. П. Вологдина. Он создан в 1922 г., имел мощность 10000 Вт и давал ток при напряжении 3500В. Какой силы ток обеспечивал выпрямитель? (Ответ: 1.29 А.) Задача № 4. Крупнейшей радиостанцией, действовавшей в России в период первой мировой войны, была Ходынская. Она имела генератор тока мощностью 320 кВт, а напряжение на его зажимах было равно 220 В. Найдите силу тока, вырабатываемого генератором. (Ответ: 1455 А.)

8 слайд

Описание слайда:

3-й конкурс «Знатоки» Вначале зачитывается доклад, ранее подготовленный учеником, на тему «Действие электрического тока на тело человека» (см. «Занимательные вечера по физике в средней школе», стр. 103). После этого проводится викторина «Электрический ток и безопасность человека». Вопросы викторины написаны на ярких, разноцветных лепестках ромашки и предлагаются командам на выбор.

9 слайд

Описание слайда:

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ: В автомобиле от аккумуляторов к лампочкам проведено только по одному проводу. Почему нет второго провода?ОТВЕТ: Вторым проводом служит корпус автомобиля. Какое минимальное напряжение вызывает поражение человека электрическим током с тяжелым исходом?ОТВЕТ: Поражение током с тяжелым исходом возможно при напряжении, начиная приблизительно с 30 В. Почему опасно во время грозы стоять в толпе?ОТВЕТ: Во время грозы опасно стоять в толпе потому, что пары, выделяющиеся при дыхании людей, увеличивают электропроводность воздуха. Почему в сырых помещениях возможно поражение человека электрическим током даже в том случае, если он прикоснется к стеклянному баллону электрической лампочки?ОТВЕТ: Стеклянный баллон электрической лампочки, покрытый слоем влаги, проводит электрический ток, который при определенных условиях может вызвать поражение человека.

10 слайд

Описание слайда:

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ: Отчего зависит биологическое действие тока и какой величины ток может вызвать смертельный исход?ОТВЕТ: Биологическое действие тока зависит от величины тока, протекающего по организму пострадавшего. Ток в 0,025 А вызывает проходящий паралич, а ток в 0,1 А и более смертелен. Почему молния, проходящая через дерево, может отклониться и пройти через человека, стоящего возле дерева?ОТВЕТ: Электрический ток проходит преимущественно по участку цепи с меньшим сопротивлением. Если тело человека окажется лучшим проводником, то электрический ток пройдет через него, а не через дерево. Елочные гирлянды часто делают из лампочек для карманного фонаря. Лампочки соединяют последовательно, и тогда на каждую из них приходится очень малое напряжение. Почему же опасно, выкрутив одну лампочку, сунуть палец в ее патрон?ОТВЕТ: Сопротивление лампочки от карманного фонаря мало - несколько Ом, а сопротивление всей гирлянды - несколько сотен Ом, а пальца - несколько тысяч Ом. При последовательном же соединении цепи падение напряжения на участке пропорционально его сопротивлению. Поэтому на палец, если его сунуть в патрон, придется практически все напряжение сети.

11 слайд

Описание слайда:

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ: Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле? ОТВЕТ: При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать появления искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю. Кому принадлежат слова: «Теперь я знаю, как выглядит атом»? ОТВЕТ: Эти слова принадлежат английскому физику Резерфорду, сказаны они в 1911г. Что представляет собой молния? ОТВЕТ: Электрический разряд в атмосфере в виде линейной молнии представляет собой электрический ток, причем сила тока за 0,2-0,3 с, в течение которых длятся импульсы тока в молнии, меняется. Примерно 65% всех молний, наблюдаемых в нашей стране, имеют наибольшие силы тока 10000 А, но в редких случаях она достигает 230 000 А. Кто изобрел электрическую лампочку накаливания? ОТВЕТ: Русский изобретатель - Александр Николаевич Лодыгин. Американский изобретатель Эдисон получил несколько лампочек Лодыгина: их привез в Америку один русский офицер. В конце 1879 г. Эдисон создал свою лампочку с винтовым цоколем и патроном, называемым эдисоновским. Все выданные Эдисону патенты были сформулированы лишь как предложения об усовершенствовании ранее запатентованной лампы Лодыгина. Примечание: необходимо правильно отвечать на вопросы викторины, за каждый правильно отвеченный вопрос - 1 жетон.

12 слайд

Описание слайда:

4-й конкурс «Поиск»: Педагогический работник: а сейчас мы проведем конкурс под названием «ПОИСК», который был одним из домашних заданий. Команды заранее получили задание - найти в журналах, книгах интересные факты, касающиеся темы «Электричество», и подготовить небольшие сообщения. Слово предоставляется представителям от команд. Педагогический работник: настало время дать слово жюри и подвести итоги проведенных конкурсов.

13 слайд

14 слайд

Описание слайда:

5-й конкурс «Любители кроссвордов»: По горизонтали: Физическая величина, единица измерения которой названа в честь итальянского ученого Вольта. Фамилия русского ученого, участвовавшего в первых опытных исследованиях атмосферного электричества в России. По вертикали: Вещества, хорошо пропускающие электрический ток. Фамилия русского ученого, построившего первый электрический двигатель. ОТВЕТЫ: Напряжение. Ломоносов. Проводники. Якоби. Педагог: жюри подведет итоги проведенных конкурсов.

15 слайд

Описание слайда:

6-й конкурс «Чтобы это значило?»: Педагогический работник: а сейчас мы проведем конкурс под названием «Чтобы это значило?» На столе разное оборудование для демонстрации опытов. Представители от команд должны показать подготовленный ими опыт, а команда соперница должна объяснить увиденный опыт. Учитывается остроумие и оригинальность ответов

16 слайд

Описание слайда:

7-й конкурс «Люди науки»: Педагогическимй работник: в конкурсе «Люди науки», который сейчас будет проводиться, участвуют одновременно все команды. Цель данного конкурса - раньше соперников определить имя и фамилию ученого, используя сведения о нем. Приглашаются по одному участнику от команды, которым предлагается выполнить задание; Задание участнику: назвать ученого, фамилия которого состоит из 5 букв: первая - в названии электрода, присоединенного к положительному полюсу источника тока; вторая - вторая в названии единицы сопротивления; третья - третья в названии прибора для измерения силы тока, четвертая - четвертая в названии единицы силы тока; пятая - последняя в названии прибора для измерения напряжения. ОТВЕТЫ: Анод. Ом. Амперметр. Ампер. Вольтметр. СЛОВО-ПАРОЛЬ: Ампер.

17 слайд

Описание слайда:

7-й конкурс «Люди науки»: Одновременно для всех команд проводится 2-й этап конкурса. Вопросы: О нем великий Максвелл сказал: «Исследования …, в которых он установил законы механического взаимодействия электрических токов, принадлежат к числу самых блестящих работ, которые проведены когда-либо в науке. Теория и опыт как будто в полной силе и законченности вылились сразу из головы этого «Ньютона электричества». На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был так же добр и так же прост, как и велик». (Андре-Мари Ампер) Он открыл один из важнейших количественный закон цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи, показал, что сила тока убывает с увеличением длины провода и с уменьшением площади его поперечного сечения. Он нашел ряд из многих веществ по возрастанию сопротивления. (Георг Ом). По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внёс большой вклад в кинетическую теорию газов. (Джеймс Джоуль.) Он был рыцарем Почётного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрёл электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов». (Алессандро Вольта.) Он стал академиком в 39 лет, причём в избрании не играли ни малейшей роли его работы по магнетизму и электричеству. Их, по существу, не было. Он был избран по секции геометрии за исследования в области математики и химии. (Андре-Мари Ампер.) Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке. (Андре-Мари Ампер.) Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы. Приём, использованный им, лишний раз доказывает, что изобретательность человеческого ума не знает границ. (Шарль Кулон.) Педагогический работник: а сейчас подведем итоги. Слово жюри.

18 слайд

Описание слайда:

8-й конкурс «Эстафета»: Учитель: настало время проверить знание формул и теоретического материала по пройденной теме «Электричество», а поможет нам в этом конкурс «Эстафета». Этот конкурс проводится в два этапа. Цель конкурса - проверить знание учащимися формул. 1-й этап: приглашаются по одному участнику от команды, которым вручаются задания; одновременно проводится 2-й этап конкурса под названием «Порешаем», в котором капитаны команд получают задания. Время подготовки ответов - 5 минут. Ответы сдаются жюри. Педагогический работник: итак, друзья, начинаем!

22 слайд

Описание слайда:

Педагогический работник: ну, вот и наступило время подведения итогов нашего урока–соревнования. Сегодня мы хорошо поработали: повторили основной программный материал по теме «Электричество», применили свои знания в новых ситуациях. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца. Пока жюри определяет победителя, проводится рефлексия урока с учащимися. Слово жюри: подведение итогов, награждение победителей.

Слайд 2

Здравствуйте!

Сегодня мы предлагаем вам поиграть в викторину, которая называется «Мы и мир вокруг нас». Она позволит вам проверить то, насколько вы знакомы с привычными явлениями, как вы способны распознавать их… Правила викторины очень просты: Вам предлагается 12 вопросов. Верный ответ – 1 балл. Команда, набравшая большее количество баллов является победителем и признается знатоком. Кто набрал меньше баллов – все равно молодец…

Слайд 3

Вопрос 1

Характеристика этого движения, не описываемая числом – это…..

Слайд 4

Правильный ответ

Траектория (от позднелатинского trajectories – относящийся к перемещению) – это линия, по которой движется тело (материальная точка).

Слайд 5

Вопрос 2

Какие две характеристики создают общую конструкцию измерения окружающего мира?

Слайд 6

Затрудняетесь?

Вспомните старый фильм «Назад в будущее»… Нарушением чего был постоянно озабочен профессор Эммет Браун?

Слайд 7

Правильный ответ

Пространство-время (простра́нственно-временно́йконти́нуум) - физическая модель, дополняющая пространство равноправным временны́м измерением и таким образом создающая теоретико-физическую конструкцию, которая называется пространственно-временным континуумом.

Слайд 8

Вопрос 3

Как называется явление, изображенное на рисунке?

Слайд 9

Правильный ответ

Диффузия (лат. diffusio - распространение, растекание, изменение, рассеивание, взаимодействие) - процесс взаимного проникновения молекул или атомов одного вещества между молекулами или атомами другого, приводящий к самопроизвольному выравниванию их концентраций по всему занимаемому объёму

Слайд 10

Вопрос 4

Что заставляет крышку кастрюли, в которой кипит вода, подпрыгивать и греметь?

Слайд 11

Правильный ответ

При кипении пар вырывается из кастрюли. Для этого ему надо поднять крышку! Но после того, как определенная часть пара вырвалась наружу, давление пара в кастрюле упало и крышка падает. Давление опять подымается и всё повторяется. Это происходит быстро, вот крышка и гремит: падает - подымается, падает-подымается и т. д.

Слайд 12

Вопрос 5

Почему волны в микроволновой печи разогревают предметы?

Слайд 13

Правильный ответ

Приготовление пищи при помощи микроволновой печи - это электромагнитное возбуждение содержащихся в продуктах молекул воды. Мгновенно проникая, допустим, в глубину куска мяса, волны поглощаются содержащимися в нем молекулами воды. От этого молекулы возбуждаются, их тепловые колебания усиливаются, они сталкиваются друг с другом. А это и есть причина повышения температуры.

Слайд 14

Вопрос 6

Какой закон реализуется в этой ситуации?

Слайд 15

Правильный ответ

Закон сохранения импульса: сумма импульсов тел до взаимодействия равна сумме их импульсов после взаимодействия.

Слайд 16

Вопрос 7

Какой закон Ньютона в историческом варианте сформулирован следующим образом… Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны. А эту фразу я говорю именно в таком варианте в «Пункт назначения 4»…

Слайд 17

Правильный ответ

Это формулировка третьего законаНьютона Материальные точки взаимодействуют друг с другом силами, имеющими одинаковую природу, направленными вдоль прямой, соединяющей эти точки, равными по модулю и противоположными по направлению:

Слайд 18

Вопрос 8

Стабильна ли орбита Луны при вращении вокруг Земли?

Слайд 19

Правильный ответ

Луна улетает и с каждым своим витком она чутка подальше, но эта скорость измеряется в сантиметрах. Тем не менее, Луна в современности радикально дальше, чем во времена динозавров. На данный момент у луны и земли уже первая стадия выравнивания достигнута - хотя луна и крутится вокруг Земли, но при этом повернута одной стороной, следующей стадией будет, когда она "зависнет" над какой-то точкой земли и будет вращаться, но уже "синхронно" и дело кончится её дальнейшим отлетом… При этом вращение Земли всё время замедляется, что несколько снижает притяжение.

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, ОБЖ, Подготовительная группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 79 «Сказка»
Месторасположение: город Орел

Непосредственная образовательная деятельность

Конспект викторины «Его Величество Электричество»

Программные задачи:

обобщать знания детей об электричестве;

закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;

формировать умение избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать;

развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

воспитывать интерес к познанию окружающего мира, воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: мультимедийная техника, картинки для игры «Что есть, что было», знаки с правилами электробезопасности, картинки с правилами, лист ватмана, клей-карандаш, коврики для аппликации, подносы с нарезанной фольгой, расчески, воздушные шары, кусочки шерстяной ткани.

Ход мероприятия:

— В некотором царстве, некотором государстве жило было Его Величество Электричество. И пришла ему весть, что не все жители государства знают правила пользования электричеством. И много бед произошло от этого. В одном доме забыли выключить утюг, начался пожар, в другом – решили починить розетку и получили удар током, в третьем – включили много приборов в одну розетку, произошло замыкание. Рассердилось Электричество и решило уйти из своего государства. Очень ему было обидно, и очень хотелось найти тех, кто хорошо знает правила электробезопасности. Так, бродя по свету, оказалось оно в нашем детском саду.

(Входит Его Величество Электричество).

Э: Да что они себе возомнили? Я – Его Величество Электричество. Да разве можно так со мной?

В: Здравствуйте, Ваше Величество! Что вас так рассердило?

Э: В моем государстве не знают, как обращаться с электричеством! Ничего, пусть попробуют пожить без электричества, а я, Его Величество, не вернусь, пока не найду тех, кто знает правила обращения с электричеством.

В: Вам очень повезло, Ваше Величество Электричество. Наши дети знают все об электричестве.

Э: Так прямо и все?

В: Да, а если вы сомневаетесь, проверьте нас. Вы сможете задать детям любые вопросы и задания. Если они справятся, обещайте, что вы вернетесь в свое государство. Дети, вы согласны ответить на все вопросы Его Величества? (Да)

В: Давайте проведем викторину.

Э: Хорошо. За правильно выполненное задание я буду давать вам знак, на котором схематически изображено правило пользования электричеством. Вам необходимо собрать 6 знаков для того, чтобы сделать плакат, который будет напоминать правила каждому, кто их забудет. Только после этого я соглашусь вернуться в свое государство. Вы готовы? Тогда для начала я предлагаю вам выполнить самое легкое задание.

Я заколдовало электроприборы, которыми люди привыкли пользоваться, в загадки. Разгадайте их.

1 задание. «Загадки»

Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)

В: Как вы догадались, что речь идет о пылесосе? Что послужило вам подсказкой? А что это за хобот резиновый у него?

Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лёд,

Там сама зима живёт! (Холодильник)

В: Почему вы решили, что это холодильник? Что значат слова «зима живет»?

Гладит платья и рубашки,

Отутюжит нам кармашки,

Он в хозяйстве верный друг –

Имя у него… (Утюг)

В: Какие слова загадки вам помогли догадаться, что это утюг?

Что за чудо, что за ящик?

Сам певец и сам рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино! (Телевизор)

В: Почему телевизор назвали чудо-ящиком? Что в этой загадке подсказало вам правильный ответ?

Э: Молодцы, вы расколдовали электроприборы! Но без меня они всё равно не смогут работать! Так что вот вам следующее задание.

2 задание. Игра «Что лишнее?»

Э: Назовите лишний прибор на картинках:

— микроволновая печь, пылесос, ножницы, утюг;

— сковорода, тарелка, электрический чайник, кастрюля;

— миксер, соковыжималка, мясорубка, тостер;

— телевизор, вентилятор, магнитофон, батарея отопления.

(Картинки демонстрируются на экране, дети поясняют свой выбор).

3 задание. Игра «Спор электроприборов»

В: А сейчас, уважаемое Электричество, я предлагаю поиграть в игру. Дети назвали так много электроприборов, но какой же из них самый главный, самый нужный? Я предлагаю каждому из вас взять на себя роль одного из электроприборов и доказать, что он самый нужный в доме. Например: «Я – стиральная машина, я очень необходима, без меня пришлось бы все белье стирать руками». (Дети выбирают электроприбор и рассказывают о его необходимости).

Э: Электроприборы окружают вас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают вам везде. Без них человеку было бы очень трудно. Когда-то люди пользовались совсем другими предметами.

4 задание. Игра «Что есть, что было»

Э: Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает людям сейчас, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Возьмите себе по карточке и найдите пару. (Дети становятся парами: стиральная машина-корыто, пылесос-веник, лампа-свеча и т.д.)

В: А сейчас следующее задание, мы поиграем в игру, в которой вам нужно будет вставить пропущенное слово.

5 задание. Игра «Доскажи словечко»

1. Греет воду – кипятильник

Охлаждает – … (холодильник)

2.Вышла на пенсию наша духовка,

Сменит старушку … (микроволновка).

3. День-деньской у нас трезвон –

Ох, болтун наш … (телефон)

4. Лампу мы вкрутили шустро –

Вновь сияет наша … (люстра).

В: Да, электричество наш верный помощник. Оно заставляет работать электроприборы, которые так облегчают нам жизнь, но чтобы ими пользоваться, надо знать правила. С электричеством шутки плохи, оно не прощает невнимательного к себе отношения.

6 задание. Назови правила.

В: Посмотрите на картинку и назовите правило обращения с электричеством. (На экране демонстрируются картинки, дети формулируют правила).

  1. Не дёргай шнур и не тяни,

Затея выйдет боком –

Порвётся провод и тебя

Ударить может током.

  1. Если все приборы разом

Ты в одну розетку включишь,

То пожар проводки сразу

В этой комнате получишь.

3. Ты, малыш, запомнить должен —

Будь с розеткой осторожен.

С ней никак нельзя играть

Гвоздики в неё совать.

  1. Все дети должны обязательно знать:

Электроприборы нельзя выключать

Тогда, когда руки мокры от воды.

Такая халатность – шаг до беды!!!

  1. Если ты включил утюг,

Убегать не надо вдруг.

Закрывая в доме дверь,

Все ли выключил, проверь.

6. Самое главное правило – нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

Э: Молодцы! Вы знаете все правила. Вот вам картинки с этими правилами. Наклейте их на этот лист бумаги, а под каждой картинкой наклейте знак, чтобы всем было понятно, что это за правило! (Дети наклеивают картинки на лист ватмана)

Э: Дети, а вы знаете, что я не всегда бываю злым и опасным? Я могу быть добрым и даже волшебным! Хотите убедиться в этом? Тогда добро пожаловать в мою лабораторию. (Дети проводят опыты «Танцующая фольга» и «Липкие шары»).

Э: Спасибо вам, дорогие дети, вы порадовали меня своими знаниями. Теперь я точно знаю, что есть люди, знающие и выполняющие правила электробезопасности. И только благодаря вам я согласно вернуться в свое государство.

Э: Пришла пора прощаться,

Но с вами расставаться

Не будем мы, друзья.

Я – главный ваш помощник,

И без меня, ребята,

Никто на белом свете

Не проживет и дня!