Урок - деловая игра «Сборка компьютера. Образовательный портал По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные за игру

  • 10.10.2022
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по темам: «Устройство компьютера» и «Обработка данных и проведение расчетов с помощью электронных таблиц Excel» Вид урока: деловая игра Технология: игровая технология

Цели урока:

    Повторение и обобщение знаний по теме «Устройство компьютера»

    Закрепить практические умения и навыки работы с электронными таблицами Excel и применить их для решения реальной задачи.

Правила игры

Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых – набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильное выполнение задания и тактичное поведение во время игры.
Ведущий - учитель может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы.
По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные группами за всю игру, и за определенную сумму баллов (которую устанавливает ведущий) каждый игрок получает положительную оценку.
Максимальное количество баллов за выполнение каждого из заданий – 5 баллов. За нарушение дисциплины взимаются штрафы.

Выполнение задания оценивается по следующим критериям:

    Правильность выполнения расчетов;

    Правильное оформление документа, соблюдение всех требований, записанных в задании - карточке;

    умение уложиться по времени при решении задачи

Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:

    взаимопомощь в группе;

    умение общаться с коллегами;

    умение организовать работу в группе;

    умение слушать выступление своего докладчика и докладчика другой группы.

Количество баллов за тактичное поведение во время игры – 5, и еще несколько баллов могут быть добавлены на усмотрение ведущего и экспертов.

За нарушение дисциплины взимаются штрафы:

    каждое замечание ведущего или эксперта – 1 балл;

    несоблюдение правил игры – 2 балла;

    грубое нарушение – до 5 баллов.

План урока

    Ознакомление с правилами игры, блиц-опрос, заполнение бланка заказа приглашенными гостями – 5 мин.

    Выполнение заказа и расчет кредита (работа с электронными таблицами) 20 мин

    разговоры с заказчиками 10 мин.

    Подведение итогов – 5 мин.

Ход урока

    Учитель сообщает тему урока, цель урока и что учащиеся должны сделать за урок.

    Учащиеся должны организовать компьютерную фирму и дать ей название.

    Выполнить заказ для покупателя – подготовить и распечатать счет на покупку компьютера в 2-х экземплярах.

    Вычислить кредит на покупку компьютера

    Начислить з/плату своим работникам

    Подготовительный этап и блиц-опрос по прошедшему материалу.

Учащиеся разбиваются на 2 команды (2-е фирмы) и занимают места за разными столами.
Игровые группы выбирают 1- капитана (директор фирмы), он координирует работу всей команды и помогает всем участникам, 1 - представитель банка, 1- бухгалтер для расчета зарплаты сотрудникам фирмы, исполнителей заказов - 4 чел. (директор тоже может быть исполнителем заказов). Эксперты (жюри) выбираются из приглашенных гостей или из числа участников игры.

Вопросы для блиц - опроса:
1. Назовите характеристики материнской платы.
2. Что на ней находится?
3. Назовите характеристики процессора.
4. От характеристик каких устройств будет зависеть скорость работы компьютера?
5. Назовите виды плат расширения и виды разъёмов для них.
6. Что будете учитывать при выборе материнской платы и процессора к ней?
7. Назовите характеристики оперативной памяти?

Во время блиц - опроса учащимся выдаются фишки за правильный ответ. Которые затем суммируются при выставлении баллов. Во время блиц-опроса приглашенные на урок гости (или незадействованные в игре ученики) заполняют бланки заказа.

    Выполнение заказов.

Ведущий . В вашу фирму поступили 2 заказа.
Заказы для 1-ой команды:
1-ый заказ:
Заказчик просит вас собрать для него самый дешевый компьютер без периферийных устройств, но с колонками.

2-ой заказ:

    Сумма заказа ____________

    Нужен ли сканер?____________

Заказы для 2-ой команды:
Заказчик просит вас собрать для него самый лучший и дорогой компьютер без периферийных устройств, но с колонками. Монитор желает приобрести с диагональю 17 дюймов.
Выполняя заказ, используйте сортировку данных по цене!

2-ой заказ:
Бланк заказа: (заполняется приглашенными гостями)

    Сумма заказа ____________

    На базе какого процессора желаете приобрести компьютер AMD или Intel?________

    Нужны ли колонки? __________, дорогие, средние, дешевые? (подчеркните)

    Нужен ли принтер? __________, какой?________________________

    Нужен ли сканер?____________

    Желаете ли выходить в Internet?_______________

    Желаете ли смотреть телепередачи на компьютере?_____________

Вы должны оформить в Excel счета и распечатать их в 2-х экземплярах – один заказчика, другой - для ведущего. На счете должны быть название вашей фирмы, логотип, адрес и телефон. Для выполнения работы в компьютерах уже есть реальные прайс-листы (взятые в компьютерных фирмах).
Пример оформления заказа:

Оформить заказ в электронных таблицах Excel
следующим образом:

Логотип
и название фирмы

Адрес: Телефон

Счет от ________
(дата)

Наименование товара

Кол-во

Цена

Итого:

Счет выписал_______________________ (Фамилия И.О.)

Один из заказчиков желает взять кредит в банке на покупку компьютера. Представители банков. По окончании расчетов он должны сообщить сколько заказчик будет платить каждый месяц, и сколько он переплатит в итоге (за год). Игроки – представители банка садятся за компьютеры, где открывают заранее заготовленный файл в электронных таблицах Excel.

Для одной команды:
Условия предоставления кредита. Срок кредита -12 мес.
Процентная ставка 18 % годовых
Плата за ведение ссудного счета 1,5% от суммы ежемесячных выплат по кредиту (без учета процентной ставки).
Покупатель желает взять кредит на _________ руб. на покупку компьютера.
Рассчитать сколько плательщику нужно вносить банку ежемесячно с учетом процентных отчислений за пользование кредитом. Сколько он в итоге переплатит.

Для другой команды:
Условия предоставления кредита.
Срок кредита – 6 месяцев.
Процентная ставка 14 % годовых
Плата за ведение ссудного счета 1,5% от суммы кредита в месяц.

Покупатель желает взять кредит на ___________ руб. на покупку компьютера.

Срок кредита

Процентная ставка за кредит

Плата за ведение ссудного счета

Сумма кредита

Сумма ежемесячных выплат (без учета процентной ставки за пользование кредитом)

Сумма, уплаченная по процентной ставке за кредит за год

Сумма, уплаченная по процентной ставке за кредит за месяц

Сумма, уплаченная за ведение счета в месяц

Ежемесячная плата банку с учетом суммы уплаченной по процентной ставке и суммы уплаченной за ведение ссудного счета

Итоговая сумма (за год)

Переплата

Бухгалтер в это время идет рассчитывать з/плату работникам фирмы.
Ученик-бухгалтер садится за отдельный компьютер, где заранее заготовлена таблица в электронном варианте, в которой он должен быстро сделать расчеты.

п/п

Фамилия, Имя, Отчество

Оклад

Премия, 25%
от оклада

Подоходный налог, 13% от оклада

Налог в пенсионный фонд, 2%

Итого к выдаче

Далее команды предлагают варианты конфигурации компьютера для заказчиков (используя реальные прайс-листы).
Разговоры представителей фирм- команд с заказчиками происходят по очереди, друг за другом. Заказчиками выступают приглашенные гости, которые задают вопросы по предоставленным счетам.

    Подведение итогов урока

Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; оценивая общую манеру поведения участников игры – интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т.д.
Кроме того, желательно, чтобы сами игроки высказали своё мнение об игре – о её содержании, организации, а также внесли предложения по её усовершенствованию.

Сценарий урока по т еме «Собери компьютер»

Возрастной диапазон: учащиеся 10–11-х классов

Урок – ролевая игра «Собери компьютер» проводится на уроке по предмету «Информатика и ИКТ» и уроке по соответствующим разделам предмета «Экономика» (в зависимости от используемого УМК).

Планируемые результаты деятельности учащихся на уроке:

  1. Совершенствование способов коммуникаций в группе.
  2. Расширение способов информационного поиска, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
  3. Совершенствование навыков «чтения» информации по комплектующим изделиям компьютера.
  4. Умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные по решению прикладных задач, связанных с выбором основных комплектующих изделий для сборки персонального компьютера по заданию.
  5. Умение оформлять и представлять итоговую информацию в виде файла электронной таблицы MS Excel и презентации.

Ключевые понятия:

Архитектура персонального компьютера, модульный принцип организации персонального компьютера, назначение и функциональные характеристики основных комплектующих изделий персонального компьютера, выбор основных комплектующих изделий для компьютера (процессор, внутренняя память, системная плата (материнская плата), блок питания, накопитель на жестком магнитном диске, накопитель на оптическом диске, внешняя память, периферийные устройства).

Место проведения урока:

Компьютерный класс образовательного учреждения

Свободное описание урока:

Урок является обобщающим по теме «Архитектура персонального компьютера». Класс делится на 5 команд по 3 человека в каждой. Предлагаемые роли в команде: Эксперт (отлично разбирается в устройстве компьютера); Продавец-консультант (умеет убеждать, хорошо разбирается в устройстве компьютера); Покупатель (разбирается в устройстве компьютера слабее всех в своей группе).

Каждая команда получает карточки с заданием собрать компьютер по заданным характеристикам, при этом: задача Покупателя – приобрести компьютер в магазине с максимально точным выполнением требований в карточке задания; задача Продавца-консультатнта – помочь покупателю выбрать товар, но при этом постараться не упустить свою выгоду; задача Эксперта – дать неявную подсказку покупателю, если он не согласен с предложениями продавца.

Итог урока – защита презентации Покупателем , в которой он обосновывает перед классом комплектацию своего персонального компьютера. В качестве жюри выступают Эксперты команд, оценивающие работу команд по защите презентации от 1 до 20. Лучшими командами являются те, Покупатели которых набрали максимальное количество баллов.

Предлагаемый материал к уроку :

  1. Технологическая карта – представляет собой описание занятия по его этапам.
  2. Задания различного уровня сложности.
  3. Кейсы – задачи по теме урока практико-ориентированного типа.
  4. Текстовый материал для учеников по теме урока.
  5. Текстовые материалы учителя по теме урока.
  6. Коллекция элементов – содержит фотографии и изображения по теме урока и файл с описанием фото и ссылками на источники.
  7. Ссылки – URL-адреса сайтов по данной теме урока.

Планируемый результат: грамотный выбор комплектующих изделий компьютера по заданию, разработка и защита презентации по собранному компьютеру, самооценка полученного результата. Используя архив [архив можно скачать по данной ссылке ] представленных методических разработок, учитель самостоятельно выбирает материал, который соответствует педагогическим задачам урока, возможностям и потребностям обучающихся.

«Устройство системного блока» - Жесткий диск, видеокарта. Видеокарта. В современных компьютерах устанавливается редко. Дисковод – устройство, предназначенное для чтения/записи информации на дискеты. Материнская плата, процессор, оперативная память. Блок питания. Картридеры отличаются по скоростным характеристикам чтения/записи информации.

«Из чего состоит компьютер» - PWR-SW – служит для включения компьютера. Блок питание. SPEAKER – динамик служит для диагностики неисправности компьютера. Также от видеокарты зависит качество изображения. Видеокарта. 5. Оперативная память. Именно в таком положении процессор будет установлен правильно. Кулер служит для охлаждения процессора.

«Схема устройства компьютера» - Устройство ввода. Долговременная память. Монитор Принтер (Лазерный, струйный, матричный) Колонки (Акустич. Оперативная память. Магистраль. Колонки, наушники). Устройство вывода. Процессор. Схема компьютера. Операт.память. Клавиатура Мышь Графический планшет Сканер Цифровая камера Микрофон.

«Компьютер и его устройства» - Оперативная память служит: Зачёт по теме. Какое действие не рекомендуется производить при включенном компьютере? 1. End 2. Пробел 3. Shift 4. Home 5. Esc 6. Page Up 7. ? 8. Enter. А) только чтение информации; Б) энергозависимость; В) перезапись информации; Г) кратковременное хранение информации. А) внешняя память; Б) монитор; В) процессор; Г) клавиатура.

«Схема для компьютера» - Как же происходит движение информации в ходе работы компьютера? Устройства ввода. Устройства вывода. Клавиатура Сканер Микрофон Цифровые камеры Цифровые фотоаппараты. Память. Мониторы Принтеры Наушники, колонки Плоттеры (графопостроители). Схема компьютера. Внутренняя (оперативная) Внешняя. Процессоры.

«Строение компьютера» - Предназначена для ввода информации от пользователя. Устройства вывода и отображения информации: Данное устройство используется для обмена информацией через телефонную сеть. Устройства «виртуальной реальности». Сканеры могут вводить в компьютер рисунки. Строение компьютера. Очки «объёмного изображения».

Всего в теме 25 презентаций